Как сообщает агентство Reuters, сталь — это основа европейской экономики, необходимая для всего: от автомобилей до ветряных турбин, от железных дорог до зданий. При этом она — один из самых углеродоёмких материалов в мире и даёт почти четверть промышленных выбросов в ЕС. Стремясь к амбициозным климатическим целям, Европа стала лидером в мировой гонке по декарбонизации сталелитейной отрасли. Среди передовых проектов — шведский HYBRIT, который в 2021 году выпустил первую в мире сталь без ископаемого топлива, испанский Hydnum Steel и французский GraviHy, где разрабатывают технологии прямого восстановления железа (DRI) на водороде и электропечей (EAF). Однако принятие окончательных инвестиционных решений по крупным проектам с низким уровнем выбросов остаётся серьёзной проблемой в нынешних рыночных и политических условиях. Тем временем Китай и Индия тоже активно продвигаются в декарбонизации, инвестируя миллиарды в масштабирование низкоуглеродного производства, главным образом с использованием водородных технологий. Скоро в ЕС будет представлен новый закон — Industrial Decarbonisation Accelerator Act (IDAA), направленный на ускорение внедрения чистых технологий. Для европейских законодателей это шанс сохранить лидерство на фоне растущей конкуренции. Но для этого важно избежать чрезмерной зависимости от «ложного ориентира» отрасли — металлолома. Использование переработанного металла (лома) в производстве стали — экономичный путь к снижению выбросов и соответствует политике Еврокомиссии по развитию замкнутого цикла экономики. В определённой мере это верно: рост переработки сокращает отходы, уменьшает потребление энергии и снижает выбросы уже сегодня. Но, хотя лом может уменьшить прямые (Scope 1) выбросы сталелитейного предприятия до 58%, он не является универсальным решением, так как его объём ограничен. Сейчас в мире лом покрывает лишь около 32% спроса на сталь, и даже к 2050 году эта доля вырастет лишь до 46%, исходя из прежних объёмов производства. В Европе растёт доля выплавки в электропечах (среднее содержание скрапа — 71%), но это может привести к его дефициту уже к 2030 году. Полноценное решение по снижению выбросов в рамках IDAA должно учитывать ограничения лома и одновременно формировать рыночные стимулы для инвестиций в производство первичной низкоуглеродной стали. Для масштабирования этих технологий требуется более 100 млрд евро. Нужны не жёсткие требования по доле лома, а «умные правила» на основе достоверных данных: • единая система измерения и раскрытия данных о содержании лома; • прозрачная и сопоставимая в мировом масштабе методика измерения и раскрытия интенсивности выбросов — как прямых, так и косвенных; • объективная «шкала декарбонизации стали» (sliding scale), отражающая, что нет универсальной оптимальной пропорции лома и первичной стали — она зависит от технологий и требований к продукции у конкретного производителя. Хорошая новость в том, что все эти меры уже существуют или легко могут быть внедрены. Вместе они помогут компаниям и государствам использовать лом там, где это эффективно, а первичное низкоуглеродное железо — там, где это необходимо. Такая версия IDAA позволит выровнять условия для производителей, снизить риск «утечки выбросов», стимулировать инновации по всей цепочке поставок и не дать европейской сталелитейной отрасли отстать в глобальной гонке по декарбонизации. Европе нужна не просто низкоуглеродная сталь. Ей нужна конкурентоспособная, надёжная и значимая на мировом уровне сталелитейная отрасль на десятилетия вперёд.